― В апреле 2021 года проект «
Сохраненная культура» выпустил четырехтомник «В. И. Кочедамов. Труды по истории градостроительства c комментариями современных ученых». Виктор Борисович, издание посвящено 50-летию со дня смерти Виктора Ильича Кочедамова и 10-летию проекта «
Сохраненная культура». Сразу две знаковые даты сошлись. А насколько ваш проект вообще связан с памятью деда?
― Проект «
Сохраненная культура» начал свою деятельность в 2010 году — в конце прошлого года мы отметили юбилей. Встретились с друзьями и единомышленниками, попили чаю. Правда, происходило все в режиме онлайн-конференции: сказались ограничения прошедшего года. Но работе над четырехтомником, начатой еще весной 2019-го, они не помешали. Изучением же всего творческого и научного наследия Виктора Ильича Кочедамова «
Сохраненная культура» занимается около 9 лет: начало этому процессу было положено весной 2012 году, когда я нашел в Интернете несколько интересных материалов о Кочедамове и его исследованиях, подготовленных омскими авторами. Конечно, я знал, что дед родом из Омска и что в 1960 году у него вышла книга о градостроительной истории этого города — в советский период он первым обратился к этой теме. Его монография так и называлась: «Омск. Как рос и строился город», она вошла в третий том нашего издания. Но насколько востребованы труды Кочедамова в XXI веке, в тот момент я не знал. И тут неожиданно для себя убедился, что деда помнят и чтят в его родном городе, его научные публикации попрежнему интересны специалистам. Вдохновленный этим открытием, я решил связаться с омскими исследователями, а чуть позже — в декабре того же года — впервые посетил сам город и принял участие в конференции, посвященной 100-летию Виктора Ильича Кочедамова.
― На основе каких материалов формировался новый четырехтомник?
― В 2012 году я начал разбирать домашний архив Кочедамова и почти сразу стал заниматься его оцифровкой. В этом мне очень помог сначала фотограф «Коммерсанта» Александр Коряков, а затем его дочь Дарья Корякова. Для нашего издания она подготовила подробный отчет: было оцифровано 99 папок и создано 27 000 файлов. Я не знал деда лично, но были рассказы родных, фотографии из семейного архива. Помню, большое впечатление на меня в детстве производил его величественный и одновременно искренний портрет кисти академика Мыльникова, который висел в комнате моей бабушки Александры Викторовны Махровской. Как и дед, она была ученым, архитектором. И после смерти мужа ей удалось подготовить к печати его последнюю, итоговую монографию «Первые русские города Сибири». Фактически, это были материалы докторской диссертации, которую Виктор Ильич не успел защитить. В новый четырехтомник вошло это издание и все другие значимые работы деда. Это 5 монографий и 30 статей, включая черновики и тексты, ранее не опубликованные, которые удалось найти при изучении архива. Но просто напечатать все эти тексты было недостаточно. Перед участниками проекта с самого начала стояла задача максимально актуализировать научное наследие Виктора Ильича: важно было представить точку зрения современных ученых как на его труды, так и на сам предмет его исследований.
Цитата приведена по источнику: Возвращение Виктора Кочедамова. Интервью с В. Б. Наумовым// Вестник. Зодчий. 21 век. № 1 (78), 2021. С. 90−93.